Завершил работу 24-й Форум директоров малых и средних предприятий «Мебель как бизнес»

22 / 11 / 2024

Организаторами выступили АО «ЭКСПОЦЕНТР» и КВК «Империя Форум». Форум традиционно пользуется большим интересом у мебельных компаний, поставщиков, дилеров мебели, комплектующих и фурнитуры, сетевых мебельных магазинов, отраслевых СМИ. Площадку форума посетили свыше 200 представителей мебельной индустрии: производители и дилерские сети, мебельный ретейл и дистрибьюторы, ассоциации, союзы и отраслевые СМИ.

На открытии форума Андрей Подлеснов, генеральный директор КВК «Империя Форум», отметил:

– Во всех странах происходят консолидация розницы и интернационализация крупных мебельных производств. Аналогичные процессы идут и в России. Но если в среднем мировой темп роста мебельного рынка превышает 10%, то мы только начинаем выходить из глубокого кризиса. По большому счету рост на рынке мебели в России был лишь один раз – в 2013–2014 годах, когда он превысил 10%. 2024 год для рынка разные эксперты оценивают по-разному: одни говорят, что рост составит 9%. А другие – что можно говорить лишь о выходе «в ноль». Однако несомненно, что санкционное давление и сокращение экспортно-импортных поставок мебели позволяют российским производителям активнее заниматься развитием на внутреннем рынке и поиском новых экспортных ниш. Из самого сложного для мебельщиков, что тормозит развитие всех сегментов экономики, можно назвать монетарную политику, высокий уровень процентной ставки. Это привело к тому, что многие мебельные предприятия фактически остановили развитие и закупку нового оборудования в рамках программ инвестиционного развития. Правда, последние заявления главы ЦБ говорят о смягчении денежной политики в 2025 году. Очень надеюсь, что следующий форум мы проведем под знаком роста мебельного рынка».

Приводим наиболее важные цитаты спикеров.

Светлана Федорова, генеральный директор, «Экспресс-Обзор»:
– Итоги 2024 года можно для мебельного рынка обозначить следующими выводами. На рынке – рекордные значения и в стоимостном, и в натуральном выражении. Происходит замедление роста производства при росте цен на мебель. И цены на мебель растут медленнее инфляции. Розничный рынок в сопоставимых ценах сегодня ниже уровня 2017 года, а рост рынка если и происходит, то за счет инфляции. Больше всего денег потребители тратят на кухонную и мягкую мебель, а самыми высокими сезонами в рознице остаются третий и четвертый кварталы года, как и было всегда. При этом затраты людей на мебель и структура покупок сильно зависят от региона».

Александр Варламов, эксперт по развитию мебельной розницы, компания «Мебель. Инвестиции. Ритейл»:
– Специально для мебельного форума мы провели опрос состояния мебельного бизнеса в нашем профессиональном чате, где находятся постоянно 3 500 мебельщиков – производителей мебели, оптовиков, дистрибьюторов и представителей розницы. И выяснили, что подавляющее большинство опрошенных считают, что в лучшем случае рост мебельного рынка по итогам 2024 года составит 1%. Об этом говорят реальные участники рынка. Зато официальные итоги АМДПР говорят нам о росте рынка на 10%. Встает вопрос: кто эти производители?»

Евгений Сафин, менеджер по развитию категории «Мебель», «Яндекс Реклама»:
– Дизайн мебели и дизайн интерьеров – это фильтры будущих покупок мебели. При работе с Яндексом вам очень важно делать правильный фокус внимания на категории мебели – это упростит клиентский путь от идеи до покупки. Начинайте коммуникацию с аудиторией, когда люди делают только первые шаги к обустройству дома или офиса, а не на конечной фазе. Пользователям важно увидеть, как будет выглядеть товар, который они планируют купить. Больше половины аудитории вообще не знают, где именно будут покупать мебель. И чтобы пользователь превратился в постоянного покупателя, предложите ему дополнительные услуги при покупке мебели. Так больше шансов, что он вообще купит у вас мебель».

Александр Дублин, эксперт мебельного рынка, независимый директор в мебельных компаниях:
– 2024-й – год маркетплейсов. А тренды таковы. Маркетплейсы доминируют, вытесняя розничные магазины. Конечно, они не исчезнут совсем, но имеет место демпинг, который разрушает рынок: многие через маркетплейсы продают в убыток, и при этом еще и сложная отчетность скрывает реальный финансовый результат. Кроме того, доминирует иллюзорность получения прибыли на маркетплейсах в силу следующих причин: запутанная отчетность маркетплейсов, возвраты и убытки от повреждения товаров, непредсказуемые финансовые потери. Возникают неожиданные убытки.
Операции с отказами и возвратами мебели из маркетплейсов случаются все чаще, и они реально непредсказуемы. Причины отказов такие: поврежденная мебель при доставке, плохая упаковка, ошибки в описании или недобросовестность покупателей. Все это наносит фабрике серьезный финансовый урон. В результате, даже при видимых объемах продаж, прибыль либо исчезает, либо оборачивается убытками».

Мария Черных, руководитель отдела закупок, «Мебель Импэкс Опт»:
– У всех оптовиков есть проблема срыва сроков поставки мебели от производителей. Часто поставщики заявляют одни объемы поставки мебели, а реально не могут выполнить обязательств и срывают поставки. А если увеличивают объемы производства, то это может быть причиной ухудшения качества.
При взаимодействии с поставщиками возникают действительно форс-мажоры, которые для нас как оптовиков критически важны, так как мы работаем по договорам с мебельными и иными сетями. Поэтому мы просим поставщиков уведомлять нас о повышении отпускных цен за 30–60 дней минимум. Мы идем навстречу, но так как продаем в сети, то нам нужен временной задел».

Александр Бутусов, руководитель, Homfort:
– Все знают, как лучше работать, но при этом всем очень не хватает именно открытости для эффективной работы между производителями мебели, торговыми площадками, маркетплейсами. Все ищут друг друга, куда сбывать, все что-то нащупывают… И не могут найти, поэтому рынок в каком-то смысле медленный в своем развитии. А маркетплейсы – это действительно площадка для развития производителей. Игнорировать ее нет никакого смысла. Но на них можно создать как положительный имидж аккуратного поставщика, так и отрицательный имидж».

Лариса Никифорова, заместитель генерального директора, МИИЦ МИ:
– Мебель может иметь как медицинское, так и немедицинское назначение. Если мебель применяется в специальном медицинском помещении (процедурном кабинете, операционной и т.д.) и подвергается определенному виду обработки, то такая продукция может относиться к медицинским изделиям, то есть такая мебель является медизделием.
А если мебель применяется не в специальном медицинском помещении (не в процедурной, операционной и т.д.) и не применяется в медицинских целях в соответствии с основным назначением, то такая продукция не может относиться к медицинским изделиям. Это уже немедицинская мебель. И ее можно поставлять в лечебные учреждения. Нужно обратиться к рекомендациям Коллегии ЕЭК № 25 и к номенклатурной классификации, проверить Государственный реестр медицинских изделий. Затем – отправить обращение в Росздравнадзор для определения, относится ли мебель к медицинской, и затем реализовывать мебель.
Примеры продукции, которая не относится к медицинским изделиям: письменный стол, офисные стулья, банкетки, применяемые в комнате ожидания для пациентов, диван, шкаф для хранения медицинской продукции, мебель для столовых в медицинских организациях».

Елена Лещёва, категорийный менеджер по мебели, Wildberries:
– Несколько слов об основных аспектах работы мебельщиков на маркетплейсе Wildberries. Вам нужно выбрать схему продаж: запланировать поставку по FBW, создать склад FBS и проставить остатки, создать склад для DBS. В этой схеме доставки логистика на вашей стороне. Нужно упаковать товар согласно требованиям маркетплейса и привезти на заранее запланированный склад. Ознакомьтесь с рисками по штрафам по карточкам товаров, обработке заказов, поставкам товаров и др.».

Елена Хлапина, генеральный директор, компания «Иммерсия» (Сколково), инноватор, разработчик IT-платформ для мебельного и другого бизнеса:
– Мы вложили несколько десятков миллионов рублей в разработку мебельной платформы, специального ПО с искусственным интеллектом (ИИ), цель которой – помочь покупателям мебели смоделировать жилое пространство с учетом пожеланий по дизайну помещения и видам мебели. В приложение можно загрузить любые фотографии, эскизы вашего пространства, самой мебели, текстовые пожелания, и ИИ создаст дизайн-проект жилого или офисного пространства. По сути – это прямой конкурент интерьерным дизайнерам. При этом в созданном макете уже будет встроена реальная мебель, которую можно будет купить, кликнув на нее в эскизе и перейдя в карточку компании-производителя для покупки».

Фариз Керимов, менеджер проектов, «Авито»:
– Поведение покупателей мебели и потребительские тренды на конец 2024 года можно описать такими фразами: покупателю очень важен контент, фото мебели, видео, рилсы, описание и характеристики, любая нестандартная информация о мебели. Чтобы достучаться до покупателя сегодня, у вас должен быть классный и авангардный маркетинг, акции, бонусы и т.д. Традиционного маркетинга уже недостаточно. У вас должен быть очень сильный клиентский сервис – от и до. Ключевую роль играют отзывы покупателей и в целом ваша репутация. Все это видно на любом маркетплейсе».

Сергей Смирнов, основатель, TWI:
– Сегодня все отрасли экономики переживают кадровый голод на уровне выживания. Но даже в одном крупном мебельном холдинге предприятия могут иметь разные кадровые проблемы, разные подходы и вопросы стандартов и т.д. При этом все стремятся к улучшениям, но не задумываются об обучении и воспитании мебельщика. Например, очень мало у кого работает система наставничества. Ведь только делая мебель своими руками, возможно чему-то научиться. Пока человек сам не сделает мебель или элемент, навык не сформируется. Это ключевая проблема – у многих нет мировоззрения наставничества, поэтому нет и классных столяров».

Сергей Елисеев, независимый директор, стратегический консультант, интерим, член Научно-экспертного совета Института экономики РАН, президент Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров:
– Компаниям среднего мебельного бизнеса, в частности, необходимо формировать свое, адекватное вызовам, корпоративное управление. Где совет директоров – это не столько форма контроля собственников, сколько драйвер эффективности бизнеса. В России модель корпоративного управления для более-менее крупных компаний теряет актуальность. Санкции и экономические изменения привели к снижению доступности финансирования, прозрачности и возможностей инвестиционного анализа. И сегодня, в условиях гипервысокой ставки ЦБ, вам нужно искать внутренние средства, в том числе для пополнения оборотных средств».


Поделиться: