Комплектующие как ключевой фактор успеха мебельной фабрики
Как идет процесс импортозамещения стальных и алюминиевых профилей в России на реальной мебельной практике? Чем наша страна может сегодня ответить «китайскому нашествию»? Как складывается ситуация вокруг экспорта российского алюминия и стали в качестве комплектующих для мебели? На XIII Форуме директоров «Мебель как бизнес» свой экспертный взгляд на проблему в рамках специального выступления представил генеральный директор компании «Найди» Дмитрий Козловский.
Общероссийское импортозамещение стальных и алюминиевых профилей в России на реальной мебельной практике. Наш ответ китайскому «нашествию»
Начиная тему импортозамещения, можно вспомнить, что алюминиевые и стальные профили изначально поставлялись в Россию из Польши, Канады и других металлургических развитых стран в конце XX века. Толчком к этому стала пришедшая в Россию импортная мода на шкафы-купе с зеркалами во весь рост, подвесные двери и т.д. Пришло понимание о максимально эффективном размещении вещей дома, в ограниченном пространстве.
Главными потребителями были небольшие мебельные фабрики и частные предприниматели, которые изготавливали для россиян новые системы хранения. Наша компания «Найди» была одним из первопроходцев в этом направлении, освоив в 2000 году выпуск стальных профилей для шкафов-купе. Но к 2011 году наступил резкий спад спроса на стальной профиль. Рентабельность снижалась и упала до 10%. Перед нами даже стоял вопрос о закрытии этого направления. Но мы не стояли на месте: в городе Ижевске был открыт второй завод мощностью 300 тонн в месяц по анодированию алюминиевого профиля.
К счастью, через пару лет (2013 год) интерес к стальному профилю стал возвращаться. И сегодня выработка стального профиля в нашей компании составляет около 40 тонн в месяц. И по статистическим данным маркетологов, этот объем постепенно вновь набирает обороты. Потребители – в основном средние и крупные мебельные фабрики.
Хочу отметить, что по нашему экспертному мнению, объем реализации алюминиевых профилей российского и китайского производства соотносится как 50% на 50%. Говоря про алюминиевый профиль, можно уверенно сказать, что мода и спрос на него по-прежнему высок.
И если говорить о нашем ответе китайскому «нашествию», то можно сказать:
- Стальной профиль не является конкурентом алюминиевому.
- И тогда, и сейчас алюминиевые профили были дороже стальных.
- Стальной профиль – это отличный продукт для экспорта. С хорошей рентабельностью, благодаря отличному качеству и росту валют.
- Он отличается простотой в изготовлении для мебельщиков, небольших и крупных фабрик.
- Стальной профиль показывает стабильность покупательского спроса ввиду конкурентной цены конечного продукта (шкафа-купе).
Есть еще несколько моментов, которые нужно обязательно отметить:
- Китайские производители экспортируют в основном алюминиевый профиль стандартных размеров. Связано это с оптимальной загрузкой контейнеров.
- Отечественные компании выполняют заказ под заданный размер, следовательно, конечный покупатель выигрывает в цене, не оплачивая ненужные ему метры и технологические отходы.
- Российские производители предлагают намного больший ассортимент по конфигурации профиля и более разнообразную цветовую палитру, имея при этом товар в наличии.
- Производственный цикл у российских производителей составляет 1 месяц. У китайских – 3 месяца с учетом логистики. Этот показатель важен с точки зрения оборачиваемости денежных средств.
В настоящее время российские производители предлагают на рынке в основном три вида покрытия АL: анодирование, окутка в пленку ПВХ (или, как его еще называют, каширование) и полимерно-порошковое окрашивание.
Китай атаковал мебельный рынок России в большей степени потому, что более 20 лет назад малый и средний бизнес получили активную поддержку правительства своей страны (КНР), а Российский экспортный центр (РЭЦ) создан всего в 2011 году. И пока он только набирается опыта и практики. Надеюсь, что и мы рано или поздно получим активную поддержку от правительства.
Ситуация вокруг экспорта российского алюминия и стали в качестве комплектующих для мебели
На данный момент для российских производителей выгодно экспортировать алюминий и сталь в страны Таможенного союза (ЭЕАС): Беларусь, Киргизию, Казахстан, Армению.
Преимущества:
- нет проблем затаможить и растаможить груз;
- упрощена логистическая процедура: достаточно легко договориться с большинством транспортных компаний, так как они имеют либо свой офис, либо представительство;
- через 3–6 месяцев происходит возврат НДС;
- отсутствие языкового барьера поможет донести ключевые моменты о своей продукции.
Конечно, необходимо осваивать новые рынки и страны. Наш российский рынок переполнен. Но надо иметь в виду ряд особенностей и сложностей, с которыми не сталкиваешься при работе со странами Таможенного союза. В странах вне ЭЕАС свои порядки и законы. Надо быть готовым к тому, что, возможно, придется сильно потратиться на брокеров, логистику, других специалистов по специфике экспортного бизнеса.
Перед принятием решения выхода на какой-либо рынок необходимо провести аналитику, есть ли в той или иной стране спрос на шкафы-купе, какая будет ваша целевая аудитория. Например, в Европе последние 5–7 лет на выставках в Милане и Кельне практически не представлены шкафы-купе и фурнитура, разве что Raumplus был представлен небольшим стендом – много покупателей приобретают жилье со встроенной мебелью. Следовательно, рынок сбыта весьма невысок. Такая же ситуация в Канаде: 85% дверей-купе там приобретают или заказывают строители через крупные сетевые магазины, типа Reno Depot (аналог «Леруа Мерлен»). Должен отметить, что стальные профили в Канаде занимают почти 90% рынка. А вот алюминиевый профиль берут обычно под заказ в связи с высокой дороговизной, что опять же обусловлено высокими ввозными пошлинами на китайский шкафной профиль.