Сергей Радченко: российскую мебельную отрасль ждет специализация
Во время актуального обсуждения проблем мебельной отрасли на круглом столе «Мебель России. Перспективы развития и экспорта» с докладом от отечественных мебельщиков выступил Сергей Радченко, возглавляющий Наблюдательный совет ГК «Ангстрем». Мы попросили его более подробно прокомментировать ситуацию в отрасли.
– На круглом столе, состоявшемся в рамках деловой программы выставки «Мебель», нам удалось затронуть ряд важных проблем, обсудили стратегию развития отрасли и перспективы экспортной политики. К сожалению, было мало конкретных предложений по поддержке мебельной промышленности. Наша отрасль не впервые переживает последствия экономического кризиса, но нынешний обладает рядом особенностей. В кризис 2014 года мебельная отрасль входила с удельным весом отечественной продукции в 60–65%, а сейчас у нас – 28%, и это устойчивая цифра.
Трудно говорить о развитии мебельной отрасли, если в России, кроме ДСП, не производится никакого другого материала. Российские производители плит сегодня терпят настоящее бедствие, а зарубежные регулярно поднимают цены. В таких условиях каждый шаг дается нелегко. Да, некоторые коллеги по рынку начали экспортировать свою продукцию. Но согласитесь, достаточно трудно экспортировать то, что импортируешь. А на сегодняшний день мы практически все компоненты мебели получаем из-за рубежа. И все это сильно привязано к курсу валюты.
Если мы хотим по-настоящему конкурировать с западными компаниями, нам надо полностью обеспечить технологический цикл. Очень важная составляющая успеха импортной продукции – наличие современных высоких технологий. Сегодня практически нет российского оборудования, режущих инструментов. Это во-первых. А во-вторых, нам, мебельщикам, нужны сегодня грамотные, профессиональные, по-настоящему творческие дизайнеры (а не жены олигархов), настоящие профессионалы.
В этом году мы впервые провели конкурс дизайнеров. Мы поставили задачу найти 50 дизайнеров, во-первых, для того чтобы поддержать талантливых ребят, а во-вторых, чтобы открыть в разных городах свои дизайн-бюро. И, скажу вам, это оказалось нелегкой задачей. Отсутствие практического опыта и сотрудничества с производством стало большим препятствием для многих. Но если мы хотим не дрова делать, а по-настоящему конкурировать с зарубежными производителями, это невозможно без современного, сложно повторимого, высокотехнологичного дизайна. Да, это будет мебель с чуть более высокой стоимостью входа, но она будет востребованна. Потому что основные покупатели мебели сегодня – это молодые люди, которые хотят оригинальности и индивидуальности.
Когда мы создавали компанию «Ангстрем» в самом начале 90-х годов прошлого века, уже тогда определили для себя главный посыл: мы не просто выпускаем мебель, а помогаем организовать людям свое жизненное пространство. Тогда, в отсутствие какой бы то ни было мебели, это многим казалось странным, но жизнь показала правильность этой установки. Наверное, поэтому среди наших покупателей можно встретить представителей сразу нескольких поколений одной семьи. На нас работает наша многолетняя история. И собственная розница, к которой есть большое доверие у покупателей. И, конечно, качество продукции и дизайн.
Мы поставили непростую задачу сделать хорошую дизайнерскую мебель, доступную многим россиянам. И много работаем в этом направлении. Этой осенью на выставку мы привезли интересную новинку – мебель с порошковым покрытием. Этот материал ценится за свою долговечность, внешний вид, дешевизну и безвредность для окружающей среды и является экологичной и экономичной альтернативой ЛКМ. Из этого материала можно делать очень функциональную детскую мебель – она вандалостойкая и водостойкая. Кроме того, позволяет производить мебель сложных форм, потому что при использовании этой технологии отсутствуют стыки.
– Что ждет в ближайшем будущем мебельную отрасль?
– Отечественный рынок мебели имеет большой потенциал. По оценкам экспертов, емкость российского рынка – около 100 млн потенциальных покупателей. Но для полноценного и стабильного развития отрасли нужна государственная поддержка. Абсолютно уверен в одном: российскую мебельную отрасль ждет специализация, отдельное производство каркасов, фасадов, отделочных элементов. Сегодня каждый мебельщик пытается все это воспроизвести в миниатюре, иногда на полукустарном оборудовании, и это, конечно, отражается на себестоимости и качестве.
Важно, чтобы регулятор отрасли прописал конкретные решения, как именно он хочет развивать отрасль, что готов предложить для этого. Например, планирует развивать производство комплектующих и механизмов для мебели. Или сделать доступной продажу мебели при покупке квартир в ипотеку. На что конкретно будут выделяться субсидии, во что будут инвестировать… Хочется, чтобы наша мебельная отрасль стала отраслью в полном смысле этого слова.